в Москве
+7 495 374-65-14
пн-пт: с 10 до 19 часов
сб: с 10 до 16 часов

Страницы


Главная | Базы отдыха Белоруссии | Достопримечательности

Достопримечательности

«Несвиж» — город-музей

 

Карта современного Несвижа

 

Для приближения карты, нажмите на картинку предпросмотра, расположенную слева. Основные достопримечательности города отмечены номерами.

  1. Ансамбль ратуши с торговыми рядами.
  2. «Дом на Рынке».
  3. Монастырь бенедиктинок.
  4. Слуцкая брама (городские ворота).
  5. Жилой дом по ул. Советской, 2.
  6. Памятник Сымону Будному.
  7. Плебания.
  8. Фарный (приходский) костел Наисвятейшего Божиего Тела.
  9. Башня Замковых ворот.
  10. Дворцово-замковый ансамбль.
  11. Несвижский парк.
  12. Гостиница, ресторан.

 

Датой рождения Несвижа современные историки считают 1446 год, когда великий князь литовский Казимир ІV Ягеллончик передал Несвиж Миколаю Яну Немировичу. Почти столетие спустя мы видим Несвиж уже в руках Радзивиллов — крупнейших и влиятельнейших магнатов Великого княжества Литовского (ВКЛ). Им Несвиж принадлежал более четырехсот лет, превратившись в столицу рода и снискав себе славу одного из самых преуспевающих и благоустроенных частновладельческих городов Беларуси.

 

На рубеже ХVІ—ХVІІ веков Несвиж пережил коренное переустройство, связанное с именем тогдашнего его владельца князя Миколая Крыштофа Радзивилла по прозвищу Сиротка (1549—1616). Именно при нем, видном государственном и военном деятеле, реформаторе и меценате, город был полностью перепланирован, на хаотичную сеть средневековых улиц легла сохранившаяся доныне четкая квартальная планировка.

В плане Несвиж представлял собой пятиугольник, близкий к квадрату. Главная улица города проходила с запада на восток и упиралась в земляные валы, и ими был обнесен город, превращенный в крепость. Остатки этих укреплений частично сохранились с юго-восточной стороны, где стоял самый крупный бастион, а всего их было семь.

В 1586 году Несвиж получает магдебургское право на самоуправление и одновременно становится центром ординации, или майората (неделимое владение, наследуемое только по мужской линии — «по мечу» — специально оговоренным порядком). Это решение отозвалось в веках: оно сыграло первостепенную роль в закреплении экономического могущества рода Радзивиллов в целом и его несвижской линии — в частности.

 

Город бурно развивается. Быстро увеличивается его население, строятся школа, госпиталь, баня, парикмахерская, появляются многочисленные ремесленные цеха. Уже в ХVІІІ веке открывается мастерская художественного литья, налаживается разнообразное мануфактурное производство. Здесь создаются уникальные памятники архитектуры и садово-паркового искусства, живописные полотна и гравюры, пишутся и издаются книги, печатаются ноты… Тут работает первый в Беларуси стационарный театр «Комедихауз». Поначалу любительский, театр затем превращается в профессиональный придворный.

Многие люди вносят свой вклад в культурную сокровищницу города. Это часовщик Евно Якобсон, живший в Несвиже в 60‑х годах ХVІІІ столетия. Он изобрел счетную машинку — прообраз будущего арифмометра (она хранится сейчас в Музее имени М.В. Ломоносова в Санкт-Петербурге). Известный художник-портретист Константин Александрович, самобытный гравер Гирш Лейбович, музыкант и капельмейстер придворного оркестра Франц Витман. Иных золотых дел мастеров, резчиков, кузнецов, ткачей, стеклоделов мы знаем только по именам, а то и без оных.

Века сменяют друг друга. Несвиж проходит через неимоверно трудные испытания военных лихолетий, через опустошительные пожары и разграбления, через взлеты и падения различных государств, в которых он оказывается по воле Истории. Несвижская ординация Радзивиллов пережила Великое княжество Литовское, Речь Посполитую, Российскую империю. Казавшийся неистребимым майорат был погребен под обломками ІІ Речи Посполитой Польской в 1939 году.

 

Достопримечательности города

 

Дворцово-замковый ансамбль

Дворцово-замковый ансамбль

Заложен в 1584 году первым ординатом Несвижским князем Радзивиллом Сироткой. На начальном этапе строился по проекту Д. М. Бернардони. На протяжении ХVІІ—ХІХ столетий неоднократно перестраивался. Вобрал в себя черты архитектуры ренессанса, раннего и позднего барокко, рококо, классицизма, неоготики и модерна. Насчитывал 170 помещений, был связан подземными ходами с монастырями города, окружен валами, рвами, четырьмя бастионами и системой прудов, созданных на реке Уше. В замке располагались ценнейшие коллекции декоративно-прикладного искусства, живописи, оружия, нумизматическое собрание, богатейшая библиотека и знаменитый архив Радзивиллов, в котором хранились документы как по истории рода, так и по внешней и внутренней политике ВКЛ, Королевства Польского, Речи Посполитой, «экономические» материалы и т.д. Парадные залы (Королевский, Гетманский, Золотой, Мраморный, Оружейный, Охотничий и др.) имели неповторимую художественную аранжировку, мастерски подобранные по цвету и фактуре строительные материалы оттеняли и подчеркивали красоту творений искусства, наполнявших княжеские чертоги.

Война 1812 года — рубежная и трагическая дата в жизни замка. После смерти ХІ ордината Несвижского Доминика Геронима Радзивилла (1786—1813), на котором прервалась несвижская династия в старшем мужском поколении, богатства рода стали предметом разбирательства российских властей. Замок на полвека был оставлен его владельцами, и лишь во второй половине ХІХ столетия тут началось оживление. В 1865 году в Несвиж прибыли наследники ординации — Радзивиллы «берлинской» линии, происходившие из клецкого гнезда: Антони Вильгельм (1833—1904) и его жена Мария Дорота, урожденная французская маркиза де Кастеллян (?—1915). При ее деятельном участии вокруг замка был создан чудесный парк. Он композиционно завершил становление Несвижского дворцово-замкового ансамбля. В настоящее время тут ведутся реставрационные работы, цель которых — вернуть былое великолепие жемчужине отечественного зодчества.

 

Несвижский парк

Несвижский парк

Представляет собой пять различных по художественному облику и настроению парковых композиций общей площадью в 100 гектаров (включая и пруды), которые не имели оград и визуально продолжались за своими пределами, образуя единый организм — ансамбль зелени и воды.

Так, Замковый, или Антониев, парк непосредственно окружал дворцовые корпуса, занимая и парадный двор. Подле замка разместился Старый парк, или Озерина. Наиболее ценный в дендрологическом отношении, он отличается большим разнообразием многочисленных пород деревьев и кустарников. За Старым парком на той же стороне пруда Дикого тянулся Японский сад.

 

На противоположном берегу пруда Дикого, напротив Старого, находился Новый, или Марысин, парк, самый большой по размерам (22 га). В нем была установлена скульптура св. Георгия Победоносца, копьем разящего змия; там же находился Лебединый луг с круглым прудом и Островом любви посередине, к которому был перекинут мостик. С востока Марысин парк завершался так называемым Русским лесом — лесным массивом с преобладанием березы. Большие размеры и удаленность Марысиного парка, натуралистичность его пейзажей, одинокий обелиск и источник грот под названием «Слезы Марии» — все это делало его особенно таинственным, окутанным флером легенд.

На своих прежних местах остались чудом сохранившиеся мемориальные камни, поставленные Антони Радзивиллом, ХІV ординатом Несвижским, в память о своей жене Марии де Кастеллян, чьим трудом и неустанной заботой создавался Старый парк. Две мировые войны и эмиграция владельцев замка привели к утрате его сокровищ, но ауру былого хранят древние стены замка с лабиринтом подземных ходов, таинственно шепчущиеся на ветру парки, отраженные в зеркалах озер, и, конечно же, благодарная человеческая память…

 

Ансамбль ратуши с торговыми рядами

Ансамбль ратуши с торговыми рядами

Ратуша была выстроена в конце ХVІ столетия. Ее стройная, высокая, граненая шестиярусная башня с часами и шлемоподобным барочным покрытием формирует силуэт Центральной площади Несвижа и одновременно символизирует и ныне те свободы, которые были дарованы городу магдебургским правом. Из башни был устроен вход в ратушу. Одномаршевая лестница вела на второй этаж, в зал заседаний магистрата, предназначенный также для торжественных актов и театральных представлений. Там же находился кабинет бургомистра. На первом этаже располагались канцелярия писаря, зал суда, архив и казна. В ХVІІ веке вокруг ратуши, окружая ее с трех сторон, появляются торговые ряды, обращенные своими проемами внутрь двора, куда подвозили и где одновременно продавали товар. Затем, в середине следующего столетия, число торговых рядов значительно увеличивается. Они отступают от ратуши, образуя замкнутый П-образный двор для подвоза товаров, в то время как ячейки-магазины поворачиваются своими проемами прямо на площадь.

 

Слуцкая брама (городские ворота)

Слуцкая брама (городские ворота)

Из четырех ворот Несвижа до наших дней дошли только эти. На месте нынешней брамы сменилось несколько ее предшественниц. Первая появилась тут в ХVІ ст. Затем, в конце ХVІІ века, возвели эту браму, которую в ХVІІІ веке значительно перестроили, придав ей типично барочный облик. За цветными стеклами второго этажа размещалась каплица Божией Матери, образу которой, по обычаю, заходили поклониться, прежде чем войти в город. А на первом этаже находились помещения для стражи и таможни.

 

Монастырь бенедиктинок

Монастырь бенедиктинок

Появился в 1596 году на пожертвования Сиротки и его жены — Эльжбеты Евфимии, урожденной Вишневецкой. Решенный в готико-ренессансных формах, он просуществовал тут до 1877 года. У входа в монастырь — изящная трехъярусная башня второй половины ХVІІІ ст., через которую можно попасть во внутренний дворик, куда выходят своими фасадами монастырские постройки, бывший костел и современные здания размещенного здесь педагогического колледжа. Двухэтажный монастырский корпус в виде буквы Е со встроенным в его центр костелом Св. Евфимии прежде имел высокую, не дошедшую до наших дней башню, возведенную в 1720‑х годах. Вокруг монастырских стен уцелели остатки некогда мощных земляных валов высотой около 6 м и шириной в основании до 17 м. Здесь же, огибая монастырь по кругу, располагался самый значительный в системе обороны города бастион. За валами тянулись рвы, заполненные водой из реки Уши, а вдоль восточной границы города к валам подходили пруды Девичий и Замковый, разделенные дамбой.

 

Памятник Сымону Быдному

Открыт в 1982 году по проекту скульптора С. Горбуновой. С. Будный (ок. 1530—1593) — выдающийся белорусский мыслитель-гуманист эпохи Возрождения, религиозный реформатор, теолог, филолог, историк, поэт, философ, педагог. В 1562 году в Несвижской типографии (не сохранилась) издал первые на территории современной Беларуси книги на белорусском языке: «Катехизис» и «Об оправдании грешного человека перед Богом».

 

«Дом на Рынке»

Этот дом богатого ремесленника построен в 1721 году. К площади он повернут торцом и завершен прекрасным барочным фронтоном. Прямоугольное в плане двухэтажное здание с полуподвалом состоит из двух частей: нижняя часть выполнена из камня, верхняя — из дерева. Вход на второй, жилой этаж был устроен со двора. На первом этаже находились складские помещения и магазин, и попасть туда можно было прямо с площади. «Дом на Рынке» — характерный пример жилой застройки площади ее первых веков существования.

 

Жилой дом по ул. Советской, 2

Ныне используется под магазин. Построен в ХVІІІ в. На его фасаде, обращенном к ул. Ленинской, размещен рисунок, который воспроизводит фрагмент гравюры Несвижа, выполненной знаменитым несвижским гравером, художником и типографом Томашем Маковским. На рисунке показано, что Несвиж в начале ХVІІ столетия состоял из двух четко разграниченных частей: это собственно город и отделившийся от него прудами, рвами и валами замок со своей сложной системой обороны.

 

Плебания

Здание построено в ХVІІІ столетии как жилой дом для ксендза. Ныне это типография им. С. Будного. На ее фасаде — мемориальная доска, открытая в 1972 году в память об издании С. Будным в Несвиже первых белорусских книг на территории Беларуси.

 

Фарный (приходский) костел Наисвятейшего Божиего Тела

Фарный (приходский) костел Наисвятейшего Божиего Тела

Сооружен в 1593 году как костел иезуитского монастыря (коллегиума) по проекту итальянского архитектора Джованни (Яна) Мария Бернардони (1541—1605). Первый на территории Восточной Европы памятник архитектуры барокко. Трехнефная базилика расписана внутрифресками (1750—1770е годы, придворные живописцы Радзивиллов Ксаверий Доминик и его сын Юзеф Ксаверий Хесские). Живопись была обновлена в начале ХХ века, а алтарная икона «Тайная Вечеря» реставрирована совсем недавно.

 

Радзивилл Сиротка

В костеле представлены памятники мемориальной пластики начала ХVІІ в., посвященные основателю храма князю Радзивиллу Сиротке и его детям. У входа в костел укреплена мемориальная доска в память о белорусско-польском поэте, писателе, публицисте, краеведе Владиславе Сырокомле (Людвик Кондратович; 1823—1862), который в своем творчестве неоднократно обращался к прошлому Несвижа.

В крипте святыни размещается фамильная усыпальница Радзивиллов — единственный в Восточной Европе некрополь исторической фамилии (72 захоронения, часть из них в виде мумий; последнее захоронение датируется 2000 годом).

 

Башня замковых ворот

Башня замковых ворот

Оборонительная башня возведена во второй половине ХVІ столетия из большемерного кирпича в технике готической кладки. Решена внизу в виде массивного цоколя с контрфорсами. Квадратная в сечении башня делится по высоте на три яруса узкими карнизными поясками. В настоящее время используется как костельная звонница.

 

© 2008—2024 Официальный сайт туроператора Белоруссии – санатории и пансионаты Белоруссии